Лекция об одежде яхтсмена для курсантов парусных школ
Впервые прочитана на Секции яхтинга СПбГУ.
Факультет географии и геоэкологии.
Осень 2011
Использованы материалы http://spinnaker.net.ua автора Елены Шестаковой
«Как должен быть одет яхтсмен, находясь в плавании или на гонках, - вопрос далеко не праздный. Легкая, удобная, не стесняющая движений одежда существенно облегчает работу и пребывание на верхней палубе. Лучше всего подходит шерстяной тренировочный костюм. Традиционная обувь на яхте — резиновые туфли или кеды, надетые на шерстяные носки: они не портят палубу и не скользят по ней. В холодную погоду поверх костюма следует надевать шерстяной свитер, брюки и плотную куртку, лучше из плотной синтетической ткани на поролоновой подкладке. Для работы на палубе в штормовую погоду и в дождь удобен непромокаемый костюм, куда входят брючки, куртка, резиновые сапоги и зюйдвестка — непромокаемая шапка с полями, прикрывающими воротник.
Головной убор яхтсмена — обычно берет, фуражка или вязаная шерстяная шапочка, в зависимости от погоды. В теплую солнечную погоду удобны легкие спортивные кепи с пластмассовым козырьком, защищающим глаза от солнечного света. Готовясь в плавание или в гонку, следует всегда помнить, что внешний вид яхтсмена, как и яхты, свидетельствует об уровне морской культуры и эстетических взглядов экипажа, и в первую очередь его капитана. Поэтому одежда должна быть не только удобной, но и красивой. Подбирая комплект одежды, нужно избегать темных и серых тонов, и не только из эстетических соображений: яркий цвет костюма поможет быстрее найти случайно упавшего за борт человека. Экипаж яхты должен быть одет одинаково. На гонках для участников устанавливается спортивная форма. Единая форма рекомендуется и экипажам крейсерских яхт, так как она определенным образом дисциплинирует яхтсменов.»
ШКОЛА ЯХТЕННОГО РУЛЕВОГО. Москва, «ФиС», 1974.
Под общей редакцией Е.П. Леонтьева
Как изменились взгляды на этот вопрос за почти 40 лет….
Одежда должна защищать яхтсмена от воды, ветра, холода….. жары, солнца, ушибов и травм…
Вся одежда для яхтинга построена на принципе многослойности. Каждый слой одежды помогает сдерживать натиск стихии в непогоду. Именно одежда в стиле "interactive layering system" (интерактивная система слоев) поможет пережить несколько часов или даже дней ветреной погоды и соленых брызг и не превратиться в подобие водяного. В число обязательных деталей одежды, присущих каждому настоящему яхтсмену, включают: - термобелье - флисовый средний слой -верхнюю одежду, которая защищаeт от ветра и воды Многослойная одежда весьма удобна. Она позволяет изменять ваше обмундирование в зависимости от погодных условий. Стих ветер? Значит можно снять непромокаемую куртку. Выглянули первые лучи солнца? Избавляемся от флиcовой куртки и штанов. Стало припекать и хочется купаться? Долой термобелье и «да здравствуют шорты!». Дополнительно стоит подумать о спецодежде для защиты от ультрафиолетовых лучей и очках, подходящей обуви, перчатках и головном уборе.
Ближе к телу.
Первый базовый слой предназначен для первичной защиты от холода. Можно, конечно, воспользоваться старым шерстяным свитером или плюшевой пижамой, но только , если вы собираетесь спокойно сидеть в кресле или каюте. Иначе физические нагрузки сделают ваш теплый и сухой свитер мокрым и холодным. Вряд ли это доставит вам приятные ощущения во время плавания. Лучше воспользоваться достижениями современной текстильной промышленности, благодаря которой мы узнали про термобелье. Пропускающий воздух и влагу материал термобелья обеспечивает эффективный отвод жидкости от тела к верхним слоям одежды. В итоге даже через несколько часов интенсивных нагрузок ваша одежда будет сухой и, как результат, комфортной. Возможность при больших физических нагрузках не чувствовать себя вспотевшим (а значит и не мерзнуть) помогают ткани типа Power Dry (предназначены для выходов в теплую погоду, подходит для активных физических нагрузок) и Power Stretch (используется и при низких температурах, сохраняя тепло тела). Однако даже эти современные капиллярные ткани легко продуваются, и поэтому используются в сочетании с утепляющими материалами.
Чтоб тепло и сухо..
Второй слой – главная защита от холода. Эту линию обороны держит одежда из флиса. Такая одежда приятна на ощупь (материалы мягкие и легкие), позволяют телу дышать и ,при этом ,значительно выигрывают в плане сохранения тепла по сравнению с той же шерстяной одеждой. Дополнительно флисовая одежда помогает отвести влагу дальше к внешнему слою и сохранить тепло под верхней одеждой. Однако, она тоже не плотная и не спасает от ветра.
.
В последнее время производители одежды для яхтсменов в качестве среднего слоя наряду с флисом предлагают материалы классов WindBlock , Windstopper и Soft Shell. Эти материалы хорошо защищают не только от ветра, но и небольшого дождя и брызг
Непромоканцы
Третий, верхний слой одежды для яхтинга – непромокаемый костюм или непромоканец . Именно он становится основным барьером на пути морских ветров и соленых брызг. Несмотря на функциональную общность , разнообразие условий морских походов все же значительно больше. Поэтому найти модель, подходящую под все возможные ситуации затруднительно. Мировые производители одежды для яхтинга облегчают выбор покупателям, выпуская несколько линеек одежды для различных условий. Специальные серии верхней одежды Coastal предназначены для прибрежного плавания или многодневных выходов в открытое море- Off Shore/ Ocean, спортивных соревнований Racer. Подобная классификация верхней одежды присутствует практически во всех каталогах мировых производителей одежды для яхтинга: "Henri Lloyd", "Gill" и "Musto" и "Helly Hansen". Лидером отечественных производителей одежды для яхтсменов является компания «RedFox». Независимо от производителя и назначения непромоканца, основной слой верхней одежды изготавливают из мембранной ткани, лучшая из которых (во всяком случае, самая дорогая) Gore Tex..
У разных фирм подобная ткань может называться по- разному , в частности у компании RedFox трехслойный мембранный материал DryFactor 20000(выдерживает давление 20 м водяного столба) является собственной технологической разработкой.
Основное требование ко всем тканям подобного типа – не пропускать воду. Кроме того они должны «дышать». То есть обеспечивать хорошую вентиляцию и выводить наружу влагу от тела. Швы на непромокаемой одежде должны быть проклеены специальной лентой . Только такая технология может гарантировать, что во время выхода в море вы будете чувствовать себя в тепле и сухости.
Всего лет 10 назад никто и слышать не слыхивал о дышащих непромокаемых тканях, а яхтсмены использовали одежду из прорезиненной ткани, клеенки и подобных совсем не дышащих материалов. Сегодня они почти забыты.
Классическим вариантом профессиональной верхней одежды швертботиста считается «сухой» комбинезон – или . Плотно прилегающие к телу воротник и манжеты позволяют «выйти сухим из воды» даже в ситуации опрокидывания швертбота - оверкиля.
Аналогичными костюмами часто пользуются гонщики олимпийской программы и даже кругосветчики VOLVO OCEN RACE в особо жестких условиях.
На яхте более популярным является комплект классической куртки и штанов. Он не может похвастаться такими свойствами герметичности, как сухой комбинезон, но конструкция куртки позволяет выдержать серьезные дожди и мощные удары встречной волны.
Манжеты регулируются под ширину запястья, воротник утепляется, уплотняется и снабжается ветрозащитной застежкой. Все «молнии» на куртках с легкостью переносят попадание соленой воды. Обязательные элементы: ветрозащитный капюшон (он чаще всего убирается в воротник куртки) и нашивки из светоотражающего материала на плечах и рукавах. Последние помогают снизить риски при ночных переходах: если человек работает на баке или хуже того оказался за бортом, свет фонаря легко высветит нашивки на куртке.Штаны для «морского волка» не отличаются изяществом, зато надежно защищают от воды и ветра. Привычные всем брюки до талии на яхте не в ходу – нужен полукомбинезон до уровня груди на регулируемых лямках , Дополнительной защитой в виде накладок из очень прочной ткани Cordura снабжаются колени и «тыл» яхтсмена. Положительным свойством модели считается карман для защитной подкладки (пенки) на ягодицах и задней стороне бедра. Снизу штанины регулируются по ширине, чтобы как можно плотнее облегать ногу.
Дополнительная экипировка.
На ноги . Самое важное качество яхтенной обуви – она не должна скользить по палубе. Устойчивость матроса на борту судна – важнейший фактор техники безопасности. И обувь для «морского волка» должна прочно держать его на палубе (независимо от состояния самого «волка»). Помимо устойчивости и хорошего сцепления со скользким деревянным или пластиковым покрытием, яхтенная обувь позволяет не оставлять следов на палубе и не забивается мелким песком. Производители используют водонепроницаемые материалы или ткани со специализированными пропитками, чтобы после контакта с водой нога оставалась сухой. В зависимости от погодных условий на яхте обувают сапоги (они могут быть изготовлены из кожи или резины), неопреновые ботинки или палубные мокасины, так называемые Top-Sider, которые на яхте обычно носят на босу ногу. Если холодно, то все же нужны носки из современных материалов, сохраняющих тепло и сухость тела. Резиновые сапоги яхтенных моделей имеют аналогичную Top-Sider нескользящую мягкую подошву и плотное голенище. Имейте ввиду, что эта обувь не для пеших походов, на земле или асфальте она
На руки. Перчатки – одна из важнейших деталей одежды каждого яхтсмена. При этом требования к ним являются, как правило, жесткими . Рабочая поверхность перчаток не должна скользить при контакте со шкотами и фалами. Иначе вам обеспечены ожоги, а перчатки можно будет выбросить спустя несколько выходов. Поэтому, выбирая перчатки, обратите внимание именно на наличие нескользящей поверхности. Существует всего три типа моделей перчаток: - обычные с полностью закрытыми пальцами - short fingers с открытыми фалангами пальцев - закрытые перчатки с открытыми большим и указательным пальцами Последнюю модель яхтсмены считают наиболее практичной: и мелкие предметы/детали взять можно, и рука практически полностью закрыта.
На голову . Как показывает практика, головной убор на яхте- не лишнее, особенно для девушек с длинными волосами. Роскошные локоны во время хождения под парусом подвергаются опасности быть затянутыми в различные механизмы/блоки, что чревато потерей части шевелюры. Поэтому бандана или кепка, на крайний случай просто резинка, стягивающая волосы абсолютно необходимы. Головной убор не будет лишним и в прохладную свежую погоду. Здесь подойдет шапка обычного покроя, но она не должна быть высокой, предпочтительно из гидрофобного материала. Хотя привлекательности в такой шапке может быть и не много, зато защиту головы от продуваний и возможного удар гиком она обеспечит .
В солнечную жаркую погоду. Важный элемент экипировки – яхтенные шорты. Почти обычные шорты, но должны быть очень прочными, карман для подкладки (пенки) на ягодицах и задней стороне бедра весьма полезен. Футболка с длинным рукавом UV protection, защищающая от ультрафиолетового излучения необходима чтобы не перегреться и не сгореть .
Без солнцезащитных очков на яхте трудно – блики от воды и яркое солнце способны превратить хождение под парусом в пытку. Специальные очки для яхтсменов в воде не тонут благодаря специальным материалам, да и с шеи не слетят просто так – для этого существует страховочный ремешок. Очки для яхтсменов снабжены вентиляцией и не запотевают. Есть модели спортивных очков, позволяющие совместить защиту от солнца и ветра с коррекцией зрения. На рисунке очки снабженные (внутри) держателем для линз.
Собираясь в парусный поход…
Вы должны быть готовы к тому, что взять с собою весь гардероб не удастся. На гоночных яхтах часто ограничивают вес личных вещей члена экипажа. В зависимости от длительности гонки/похода, это 5-7 кг. Для примера формирования гардероба возьмем: регату «Онего» (то же : «Кубок Балтики», «СПб Парусная неделя», «Кубок Open 800», «Кубок Qt», «Muhu väina regatta»),
География: внутренние воды средней полосы РФ, Балтийское море.
Время года: лето (то же : Черное/ Средиземное море, весна-осень);
Яхта: длина 25-37ft;
Главное: Вы - член экипажа, а не пассажир;
Планируются ночные гонки и переходы.
В этих условиях самое необходимое:
Непромоканец;
Флисовый, желательно Polartec200, костюм – куртка и брюки, лучше полукомбинезон;
Шорты, желательно специальные яхтенные;
Мin 2 футболки, одна из них с длинным рукавом UV protection;
Термобелье PowerDry –сухой НЗ; Big Sealed Bag 60-100l-
Гермомешок, желательно с лямками (как рюкзак);
Top-Sider или просто кеды, сапоги резиновые яхтенные;
Остальные мелочи- шапки, перчатки, очки, носки, трусы и пр. с точки зрения личной гигиены.
На размер 50 получится ~5кг.
Чижик Л.А. ,ЯК, МС СССР
Файл | Размер файла |
---|---|
Предложения OrlovADesign&RedFox | 29 Kb |
Лекция для парусных школ | 5866 Kb |